Больные контрольной группы, лечившиеся только медикаментозно, не отмечали столь яркой положительной динамики в своем состоянии. Отчетливый эффект от лечения наступал у них позднее, как правило, через 28-30 дней, к концу срока пребывания в стационаре.
Результаты параклинических исследований также обнаруживали положительную динамику после окончания полного курса гипокситерапии в сравнении с данными первичных обследований. По данным первичной УЗДГ мозга и шеи, больные основных групп наблюдения были распределены на три подгруппы. 1 - с нормальными показателями кровотока (10 человек); 2 - с наличием признаков локального стенозирования в различных артериях головы и шеи (13 человек); 3 - с выраженными изменениями кровообращения по типу «остаточного» кровотока (10 человек). Аналогичные данные (3,4,5 человек) получены при обследовании больных контрольной группы. В процессе УЗДГ - мониторирования состояния кровообращения в головном мозге в течение всего времени первого сеанса гипокситерапии динамики показателей не выявлено. Это свидетельствует о том, что развитие сосудистой реакции на гипокситерапию происходит не сразу и не в течение одного сеанса, а требует выработки организмом новых механизмов реагирования, что становится возможным только при проведении курсового лечения. Действительно, после окончания курса гипокситерапии реакция сосудов, отслеженная с помощью повторных УЗДГ, была различной в выделенных нами подгруппах, отражающих характер первичных изменений.
У больных первой подгруппы (10 наблюдений) отмечалось снижение реактивности сосудистой стенки, в основном, за счет сужения периферических отделов сосудов мозга (функциональная вазоконстрикция). У больных второй подгруппы улучшились показатели реактивности стенозированных сосудов за счет снижения дефицита вазодилатации периферических отделов (дистальнее места стенозирования). Уровень реактивности становился симметричным и приближался к нормальным показателям. В третьей подгруппе отмечена явная положительная динамика мозгового кровообращения в виде улучшения перфузии по артериям, в которых ранее определялся лишь «остаточный» кровоток. Уровень реактивности сосудов имел некоторую тенденцию к снижению, что у подобной категории больных можно рассматривать в качестве своеобразной защитно-приспособительной реакции. В контрольной группе больных подобной отчетливой динамики показателей УЗДГ не выявлено, хотя наблюдались позитивные сдвиги, совпадающие с клиническим улучшением.
При повторных ЭКГ зарегистрировано улучшение метаболических процессов миокарда, урежение частоты сердечных сокращений при начальной тахикардии; у двух больных отмечено уменьшение частоты экстрасистол. В то же время не обнаружено отчетливого влияния гипокситерапии на проводимость. В контрольной группе больных, лечившихся только медикаментозно, убедительной динамики ЭКГ не выявлено.
При повторных РВГ сосудов нижних конечностей у больных, получавших гипокситерапию, также выявлено положительная динамика, свидетельствующая о быстром и выраженном улучшении кровоснабжения дистальных отделов ног. При исключительно сосудистой терапии подобного рода положительные изменения наступали позднее и были не столь убедительны. Представляет интерес тот факт, что при повторных РВГ уменьшалась длительность анокротической фазы и несколько снижалась амплитуда пульсовой волны. Это может свидетельствовать, во-первых, о положительной динамике гипокситерапии на сократительную функцию сердца (увеличение сердечного выброса за единицу времени), и, во-вторых, на наступающее параллельно с этим функциональное перераспределение крови с приоритетным кровоснабжением, в первую очередь, таких жизненно важных органов, как головной мозг и сердце.
Нами не выявлено отчетливых изменений биохимических показателей, липидного спектра в процессе проведения гипокситерапии и после ее окончания. При исследовании коагулографических показателей у 13 (86,7%) из 15 больных, лечившихся только гипокситерапией, отмечена положительная динамика. То же самое выявлено у 11 из 15 (73,3%) больных второй группы, получавших лечение гипокситерапией в сочетании с медикаментозной поддержкой. Ни в одном случае больные не получали препаратов, активно воздействующих на свертывающую и противосвертывающую системы крови. В контрольной группе ни в одном наблюдении не определялось отчетливой динамики коагулографических показателей, несмотря на длительное активное медикаментозное лечение.
Далее: Продолжение (4)
Комментариев нет :
Отправка комментария