В клинической и прикладной медицине широко применяются различные методы гипоксической адаптации (тренировки) в качестве немедикаментозного средства коррекции функционального состояния, повышения физиологических резервов, реабилитации и лечения.
По продолжительности и повторяемости гипоксических экспозиций методы адаптации к гипоксии условно можно разделить на две основные группы: стационарные (пребывание в горах, нахождение в барокамере, непрерывное дыхание гипоксическими смесями на земле) и интервальные или импульсные (кратковременные повторяющиеся гипоксические воздействия, чередующиеся с примерно равными по времени периодами реоксигенации - нормо-или гипероксическими экспозициями). В барокамере интервальную гипоксическую тренировку, ИГТ, проводят посредством повторных подъемов на высоту и спусков на землю. Для проведения сеансов интервального дыхания «горным воздухом» на земле разработаны «гипоксикаторы», создающие требуемые гипоксические газовые смеси.
Также на две группы делятся методы гипоксической тренировки в зависимости от условий проведения последней: -нормобарические (на земле при дыхании гипоксическими газовыми смесями) и гипобарические (пребывание в горах, подъем в барокамере), когда основной фактор адаптации - гипоксия, сочетается с гипобарией, пониженным барометрическим давлением.
Основной механизм адаптационного эффекта всех видов гипоксической тренировки обусловлен активизацией стресс-лимитирующих систем срочной адаптации и формированием структурного следа долговременной адаптации, направленных на компенсацию дефицита кислорода во вдыхаемом воздухе. При этом происходит стимулирование ЦНС, кардиореспираторной и гормональной системы, эритропоэза и антиоксидантных ферментов, усиливается образование РНК и капилляризация тканей жизненно важных органов, активируются и становятся более эффективными анаэробные и аэробные процессы энергообразования в митохондриях, усиливается защита организма от воздействия свободных радикалов и перекисных продуктов [1-4].
Установлено, что адаптационный эффект интервальной гипоксической тренировки является более выраженным, чем при стационарных методах [5-8]. Отдельные авторы утверждают, что при проведении ИГТ воспроизводится естественная тренирующая ритмика рО2 в тканях и клетках: от величины напряжения О2 в артериальной крови до крайне низких, «гипоксических» значений. Подобная ритмика рО2 способствует расширению уровня кислородного гомеостаза и повышает устойчивость организма в стрессовых ситуациях [8-10].
Полагают также, что дискретность кратковременных гипоксических экспозиций при ИГТ, создавая необходимые условия для активации компенсаторных реакций систем гомеостаза, упреждает истощающее действие низкого рО2, имеющего место при стационарных непрерывных экспозициях гипоксии, с чем, по-видимому, связан неодинаковый адаптационный эффект сравниваемых методов тренировки [11].
Возможно также, что здесь проявляется известный физиологический феномен повышенного реагирования организма на прерывистые раздражители в сравнении с реакциями на постоянные. На правомочность такого объяснения указывают факты более эффективного повышения устойчивости к тепловому и холодовому стрессу при прерывистых режимах тренировки в сравнении с постоянными [12-13].
Что касается сравнительной оценки эффективности нормо- и гипобарической гипоксической тренировки, то прямых доказательств преимущества какой-либо из них не имеется. Однако, априори, можно полагать, что адаптационный эффект в условиях гипобарии будет более выраженным. Менее плотный, разреженный воздух на высоте будет оказывать меньшее сопротивление дыханию и функционированию тесно связанной с дыхательными движениями системы кровообращения. Следовательно, компенсаторные реакции кардиореспираторной системы в условиях высотной гипоксии будут более эффективными и экономными чем при нормобарической гипоксии, что следует учитывать прежде всего при лечении бронхо-легочных и сердечно-сосудистых заболеваниях [14].
Кроме того, снижение молекулярной концентрации N2 на высоте приведет к уменьшению вероятности соударения молекул газов в крови и тканях, что знаменует увеличение пути «пробега» молекул, скорости их диффузии, повышение интенсивности газообмена в тканях и клетках [15] и, следовательно, более эффективное формирование структурного следа адаптации.
Далее: Продолжение (2)
Комментариев нет :
Отправить комментарий