Эффективность гипобарической интервальной гипоксии, ГИГ, как немедикаментозного способа повышения специфической и неспецифической резистентности организма, реабилитации и лечения изучалась прежде всего применительно к задачам авиакосмической и клинической медицины.
ГИГ проводили в барокамере на высотах 3 - 5 км однократным сеансом или курсом из 10 одночасовых сеансов, в которых гипоксические экспозиции чередовались с гипероксическими при стационарном для каждого сеанса уровне гипобарии. В течение сеанса ГИГ смена гипоксической экспозиции на гипероксическую и наоборот осуществлялась с помощью штатной кислородно-дыхательной аппаратуры (без повторных спусков-подъемов), что значительно снижало риск развития высотных декомпрессионных расстройств и одновременно позволяло моделировать сочетанное воздействие гипобарии и интервальной гипогипероксии. В экспериментах с участием 200 человек (испытатели, летчики) мужчин 20 -52 лет, было установлено, что ГИГ вызывает выраженный эффект специфической и неспецифической адаптации и отчетливо повышает устойчивость к стрессфакторам полета.
Так увеличение высотной устойчивости (по механизму специфической - гипоксической адаптации) составило после курса ГИГ по «высотному потолку» - 0,8 км (с 7 до 7,8 км), по «резервному времени» - 3-4 мин.
Проведение курса ГИГ восстанавливало сниженную переносимость высотной гипоксии и гипоксии нагрузки, что обеспечивало успешное прохождение летчиками повторных экспертных барокамерных подъемов и велоэргометрических тестов. Здесь проявляется адаптационный эффект ГИГ как способа реабилитации.
Устойчивость испытателей к пилотажным перегрузкам после курса ГИГ повышалась на 0,8-1,4 ед., статокинетическая устойчивость (к укачиванию) увеличивалась в среднем в 2-3 раза с сохранением адаптационного эффекта ГИГ в течение 1-1,5 месяцев.
Переносимость статоэргометрической пробы, имитирующей отдельные физиологические эффекты при действии пилотажных перегрузок (гипоксию статической нагрузки), повышалась после курса ГИГ на 0,5 - 1,5 балла в 65-85% случаев. Если учесть, что основной механизм патогенеза действия рассматриваемых факторов - это циркуляторная гипоксия и гипоксия нагрузки, то положительное влияние ГИГ правомочно рассматривать как эффект перекрестной адаптации.
Положительное влияние курса ГИГ в отношении операторской работоспособности в условиях теплового стресса проявлялось в достоверном снижении количества ошибок слежения и их продолжительности, возрастании коэффициента эффективности работы, улучшении самочувствия и уменьшении теплового дискомфорта.
Поскольку при тепловом стрессе развивается тепловая гипоксия (как следствие циркуляторной, гемической и тканевой гипоксии), то наблюдаемый положительный эффект ГИГ здесь также проявляется по механизму перекрестной адаптации.
Проведение ГИГ повышало также физическую работоспособность, функциональные резервы аппарата внешнего дыхания, слухового и зрительного анализаторов: КПД мышечной работы возрастал на 15 - 20%, ЖЕЛ увеличивалась на 6 - 10%, МВЛ на 20 - 30%, длительность произвольного апноэ - на 30 - 45%, порог яркостной чувствительности снижался на 25 - 45%, латентное время акустического рефлекса на различных частотах снижалось на 10 - 25%.
Однократный сеанс ГИГ у лиц со средней статокинетической устойчивостью сокращал время купирования синдрома укачивания в 2-3 раза, у низкоустойчивых лиц - в 7 раз, по сравнению с периодом купирования при пассивном отдыхе. Здесь можно предположить проявление срочной адаптации к гипобарической гипоксии, нормализующей нарушенное при укачивании кровообращение в жизненно важных органах.
Далее: Продолжение (4)
Комментариев нет :
Отправить комментарий