Вызванная повреждающим фактором деструкция органелл клетки стимулирует в ней неспецифические процессы внутриклеточной активации РНК и белоксинтезирующую деятельность ядра (22). Появились работы, в которых важная роль в активации генетического аппарата клетки отводится потере ею Н-иона (45). На кардиомиоцитах крыс было показано, что экспрессия генов, синтезирующих РНК и специфические белки, активировалась только при тех воздействиях, которые сопровождались повышением уровня лактата и снижением рН в кардиомиоците (40). По мнению этих авторов, сигналом, стимулирующим генетический аппарат кардиомиоцитов при нагрузке, по-видимому, также является снижение рН. Как показали наши исследования, при моделировании хронического стресса каждая инфузия норадреналина сопровождалась развитием метаболического ацидоза, который сохранялся через сутки после завершения шестидневного эксперимента. При этом мы наблюдали не только повреждение структуры кардиомиоцитов, но и активацию в некоторых из них биосинтетических процессов. Во многих миокардиальных клетках ядра были чрезвычайно активными, содержали диффузно распределенный хроматин и крупные ядрышки. В отдельных кардиомиоцитах с морфологическими признаками внутриклеточной регенерации обнаруживали гиперплазию митохондрий.
После завершения шестидневного курса инфузий норадреналина параллельное изучение количественных изменений миоглобина в миокарде выявило его значительное повышение в обоих желудочках сердца. Формирующиеся за счет этого оптимальные соотношения между концентрациями кислорода в мышечной плазме и митохондриях имеют особое значение в условиях недостаточного поступления кислорода.
Таким образом, однократное введение норадреналина в дозе 2,3 мкг. кг -1. мин -1 в течение 2-х часов вызывало стимуляцию дыхания, кровообращения, повышение показателей красной крови, свидетельствующее об увеличении ее кислородной емкости, замедление скорости оседания эритроцитов, сдвиг параметров кислотно-щелочного состояния в сторону метаболического ацидоза, как и при “физиологическом” стрессе. Хронический стресс, моделированный ежедневным введением норадреналина в течение 6 дней, характеризовался развитием умеренного компенсированного метаболического ацидоза, снижением объема циркулирующей крови с преимущественным уменьшением массы циркулирующих эритроцитов за счет их депонирования, уменьшением в периферической крови числа эритроцитов, гематокритной величины, количества гемоглобина, гиподинамией сердца. Перечисленные изменения в условиях гиперкатехоламинемии и возможной инициации процессов перекисного окисления липидов способствуют некоторому ограничению поступления к тканям кислорода, обратимо связанного с гемоглобином, и рассматриваются нами как адаптационные.
Наркоз и вскрытие грудной полости у собак, перенесших хронический стресс, вызывали достоверное уменьшение напряжения О2 в артериальной крови, тогда как у контрольных здоровых собак подобные хирургические манипуляции не влияли на показатель РаО2. Введение норадреналина в дозе 1,0 мкг. кг -1. мин -1 сопровождалось дальнейшим понижением напряжения кислорода в артериальной крови, которое достигало 80,1+6,4 мм рт.ст. По мере введения норадреналина развивался легкий декомпенсированный метаболический ацидоз (рН 7,26; ВЕ-14,0; ВВ 33,4; SB 13,9 ммоль/л). На всех этапах эксперимента отмечали тенденцию к умеренной гипокапнии. Достоверно увеличивались с 5-й мин введения норадреналина содержание гемоглобина от 138 до 146 г/л, гематокритная величина от 37,5 до 43,5 %. В этот же период наблюдали наибольший прирост числа эритроцитов. Скорость их оседания во время инфузии норадреналина достоверно уменьшалась на 48,3 - 52,5 %.
Далее: Продолжение (6)
Комментариев нет :
Отправить комментарий